Публикации
Финансы. – 2005. - №12
Н.А.Кричевский
доктор экономических наук, профессор
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Согласно ст. 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) доходы государственных внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, добровольных взносов юридических и физических лиц, других предусмотренных законодательством доходов[1]. Основная часть денежных средств государственных внебюджетных фондов формируется за счет страховых взносов и налоговых платежей.
Базовое налогообложение
Согласно ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для налогоплательщиков применяются следующие ставки налога[2]. Для организаций и лиц, производящих выплаты физическим лицам:
- ПФР (федеральный бюджет) - 20%;
- ФСС РФ - 3,2%;
- ФФОМС - 0,8%;
- ТФОМС - 2%.
Итого - 26%.
Для сельскохозяйственных производителей, организаций народных промыслов и родовых общин коренных малочисленных народов Севера:
- ПФР (федеральный бюджет) - 15,8%;
- ФСС РФ - 2,2%;
- ФФОМС - 0,8%;
- ТФОМС - 1,2%.
Итого - 20%.
Для индивидуальных предпринимателей:
- ПФР (федеральный бюджет) - 7,3%;
- ФСС РФ - не уплачивается;
- ФФОМС - 0,8%;
- ТФОМС - 1,9%.
Итого - 10%.
Для адвокатов:
- ПФР (федеральный бюджет) - 5,3%;
- ФСС РФ - не уплачивается;
- ФФОМС - 0,8%;
- ТФОМС - 1,9%.
Итого - 8%.
Примечание: данные налоговые ставки действуют при налоговой базе до 280 тыс. руб. на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года.
При рассмотрении существующей системы налогообложения ЕСН обращает на себя внимание тот факт, что индивидуальные предприниматели платят только 10% ЕСН, тогда как обычные организации - 26%. Если при временной нетрудоспособности, составлявшей в 2003 г. причину 49,9% всех выплат ФСС РФ, индивидуальные предприниматели заинтересованы в скорейшем выздоровлении и чаще всего листок нетрудоспособности просто не берут, то медицинские услуги и пенсионное обеспечение индивидуальные предприниматели и адвокаты получают на тех же условиях, что и прочие застрахованные.
Отчисления на пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей составляют 7,3%, а для адвокатов - 5,3%, тогда как за обычных застрахованных перечисляется 20%, а за сельскохозяйственных производителей - 15,8%. В то же время источник выплат по пенсионному и медицинскому страхованию для этих категорий един - государственный внебюджетный фонд.
Общий принцип налогообложения ЕСН должен выстраиваться не от предоставления льгот в зависимости от базовой ставки, а от установления минимальных взносов во внебюджетные фонды и последующего увеличения налоговых ставок в зависимости от сложности и опасности деятельности налогоплательщика. По такой схеме осуществляется социальное страхование во Франции и ряде других развитых стран, когда для моряков или железнодорожников применяются отдельные режимы налогообложения.
Налогообложение инвалидов
Согласно ст.239 НК РФ от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение года 100 тыс. руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы. До 1.01.2005 г. данная льгота распространялась только на работников, получающих вознаграждение на основе трудового договора, в настоящее время под ЕСН также не подпадают лица, заключившие гражданско-правовые или авторские договора.
При суммах выплат и вознаграждений до 100 тыс. руб. не подпадают под налогообложение общественные организации инвалидов, их региональные и местные отделения, в которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, где среднесписочная численность инвалидов - не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов - не менее 25%. Под социальное налогообложение не подпадают учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, научных, информационных и иных социальных целей, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.
Подобные льготы нарушают принцип всеобщности социального страхования. Инвалиды должны получать адресную социальную помощь, призванную компенсировать (минимизировать) ухудшение социального и материального положения вследствие утраты здоровья. Вместе с тем, инвалиды также как и все граждане нуждаются в медицинской помощи, пособиях по временной нетрудоспособности или материнству, санаторно-курортном лечении. Льготы по социальному страхованию для инвалидов нужно отменить. Той же точки зрения придерживаются и в Минздравсоцразвития, где считают, что «необходимо ввести различные льготы для работодателей и тем самым стимулировать их принимать инвалидов на работу»[3].
Налогообложение по специальным налоговым режимам
Отдельного рассмотрения заслуживают организации, уплачивающие ЕСН по упрощенной системе налогообложения, по системе единого налога на вмененный доход и по схеме единого сельскохозяйственного налога (раздел VIII.1 НК РФ).
При упрощенной системе налогообложения организация должна получить доход от реализации без учета НДС не более 11 млн. руб. за девять месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на упрощенную систему. Объектами налогообложения при упрощенной системе налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (ст.346.14 НК РФ). Согласно ст. 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения по упрощенной схеме являются доходы, налоговая ставка составляет 6%, если доходы, уменьшенные на величину расходов - 15%.
Под единый налог на вмененный доход подпадают организации, оказывающие бытовые, ветеринарные услуги, услуги по перевозке пассажиров и грузов, распространению и размещению наружной рекламы, предприятия розничной торговли, общественного питания, платные автостоянки. Объектами налогообложения для применения единого налога на вмененный доход признается произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (ст. 346.29 НК РФ), скорректированное на коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги). Согласно ст.346.31 НК РФ ставка единого налога на вмененный доход устанавливается в размере 15% от величины вмененного дохода.
Согласно упрощенной системе налогообложения сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог) сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев отчетного года в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг таких организаций доля от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции или выращенной ими рыбы составляет не менее 70%. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговая ставка составляет 15%.
В связи с означенными фактическими налоговыми льготами, представляет интерес, какое количество населения России подпадает под льготное социальное налогообложение. Структура занятости в России в 2003 г. представлена в таблице.
Таблица
Среднегодовая численность занятых в экономике России
Отрасль |
2003 (тыс. чел.) |
Удельный вес (%) |
Всего |
65 666 |
100 |
Промышленность (промышленное производство, строительство, горная, обрабатывающая пр-ть) |
19 425 |
29,6 |
Сельское хозяйство, в том числе рыбное и лесное хозяйство |
7 480 |
11,4 |
Услуги (транспорт, связь, торговля, ЖК обслуживание, здравоохранение, соц. обеспечение, образование, наука, культура, финансы, управление) |
36 440 |
55,5 |
Другие отрасли |
2 321 |
3,5 |
Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России. 2004: Стат. сб. М., 2004. С.110.
Как видно, более половины экономически активного населения России занято в сфере услуг, следовательно, значительная часть предприятий торговли, здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания, общественного питания перешли на упрощенную систему налогообложения или единый налог на вмененный доход. Даже если только половина предприятий сельского хозяйства и сферы услуг перешла на указанные системы налогообложения, за треть экономически активного населения России ЕСН уплачивается в объеме меньшем по сравнению с остальной частью занятого населения. При условии уплаты страховых взносов по пенсионному страхованию и страхованию от нечастных случаев на производстве, взносы по социальному и обязательному медицинскому страхованию не уплачиваются. Тем не менее, социальные пособия по временной нетрудоспособности, по материнству и прочие ФСС работникам этих предприятий выплачивает. Медицинская помощь также оказывается в полном объеме, так как работники являются застрахованными и имеют полисы ОМС.
Цель, ради которой вводились упрощенные схемы налогообложения, вывод подобных предприятий «из тени», не достигнута, поскольку сфера услуг традиционно имеет дело с наличными деньгами, а механизмы фискального контроля за обращением наличных денег до сих пор не отлажены. Приходится констатировать, что как минимум треть возможных финансовых ресурсов в виде страховых взносов в бюджеты фондов социального и медицинского страхования не поступает, что нарушает принцип всеобщности социального страхования и служит фактором снижения финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов.
Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог должны стимулироваться другими налоговыми послаблениями. Снижать налоговую нагрузку на малый бизнес за счет переложения бремени социальных расходов на других членов общества - значит переориентировать экономику и общество с системы социального страхования на систему социального вспомоществования.
Снижение ставки единого социального налога
Если рассматривать налоговую ставку по ЕСН в более широком смысле, то возникают сомнения в обоснованности ее снижения. Так, опережающий рост начисленных пенсий в 2004-2005 гг. покрывается из разных источников, не всегда связанных с налоговыми поступлениями. Например, доходы ПФР от ЕСН в 2004 г. увеличились на 9,5%, тогда как денежные доходы граждан возросли на 21,7%, а денежная масса за тот же период выросла на 35,8%. Иными словами, часть денежных средств, отнесенных к доходам населения, налогами не облагалась. Расходы ПФР в 2004 г. увеличились на 20,3% с 804,1 млрд. руб. до 967,5 млрд. Компенсацией возникшего дефицита послужили средства Стабилизационного фонда.
Монетизация льгот может еще больше ухудшить финансовое положение государственных внебюджетных фондов. Значительную часть средств на ежемесячные денежные выплаты льготникам предполагается выплачивать за счет средств ПФР, а заложенный в бюджете фонда график индексаций базовой части пенсий был нарушен уже 1 марта, когда пенсии были проиндексированы не на 5%, а на 15%, что потребовало дополнительных расходов.
Перечисление из региональных бюджетов страховых взносов за неработающее население в ТФОМС также может оказаться сорванным, поскольку часть выплат по монетизации происходит за счет бюджетов регионов. Впрочем, не хватит средств не только на страховые взносы за неработающее население. Невыполнимыми становятся обязательства государства по удвоению пенсий к 2008 г. Если ничего не изменится, дефицит бюджета Пенсионного фонда России увеличится к 2008 г. до 492 млрд. руб. со 148,5 млрд. в 2005 г.[4]
Совершенствование социального налогообложения
При рассмотрении путей совершенствования системы социального налогообложения необходимо принятие ряда мер, которые могли бы повысить финансовую устойчивость системы социального страхования.
1. Восстановить прежнюю налоговую ставку при уплате ЕСН - 35,6% в сумме (28% - обязательное пенсионное страхование, 3,6% - обязательное медицинское страхование, 4% - обязательное социальное страхование).
2. Отменить налоговые льготы по уплате ЕСН для всех категорий граждан, включая инвалидов всех групп, общественные организации инвалидов и их отделения, а также учреждения, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.
3. Упразднить режим налогообложения в части ЕСН для налогоплательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и систему единого сельскохозяйственного налога.
4. Внести изменение в ст. 255 НК РФ, по которому взносы по договорам ДМС должны включаться в состав расходов на оплату труда в размере не более 12% от суммы расходов на оплату труда (в настоящее время не более 3%). Такая же процентная ставка от суммы расходов установлена для договоров долгосрочного страхования жизни работников и добровольного пенсионного страхования.
5. Установить новый вид социального налогового вычета (ст.219 НК РФ), по которому налогоплательщик имеет право на получение вычета в сумме, фактически уплаченной в налоговом периоде в виде страховых взносов по ДМС из расчета не более 38 тыс. руб. Социальный налоговый вычет должен также распространяться на детей налогоплательщика в возрасте до 18 лет и на нетрудоспособных родителей налогоплательщика.
6. Ввести жесткую финансовую ответственность за нарушение законодательных и нормативных актов по обязательному социальному страхованию в виде штрафа за не полностью или несвоевременные страховые взносы в двойном размере от суммы. В настоящее время ущерб, понесенный фондами, должен быть лишь возмещен налогоплательщиком-нарушителем.
[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 2005. С.102.
[2] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 2005. С.254-256.
[3] Виркунен В. Инвалидов станет меньше//Новые известия. - 2005. - 29 июля.
[4] Иванов Е. Пенсия для школьника//Новые известия. - 2005. - 8 июня.