Публикации
Финансы. – 2006. - №9
Н.А.Кричевский
доктор экономических наук
профессор
К ДИСКУССИИ О НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ
В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами». Напомним, что идея проведения амнистии капиталов впервые прозвучала в послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию в 2005 году: «Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, в предыдущий период. Такой порядок должен сопровождаться только двумя условиями: уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российские банки».
Амнистия означает прощение или смягчение наказания за предыдущие преступления. Во всем мире уклонение от уплаты налогов относится к одному из тяжких преступлений. Не стал исключением и российский Уголовный кодекс, ряд статей которого предусматривает наказания за неуплату налогов, связанные с лишением свободы.
Однако в отличие от амнистий, связанных с различными преступлениями против личности или имущества, при разработке порядка проведения финансовой амнистии, к которой следует относить амнистию капиталов и налоговую амнистию, необходимо учитывать и экономические аспекты. Любая финансовая амнистия преследует две цели - правовую и экономическую.
Правовая цель любой финансовой амнистии - освобождение уклонившихся от уплаты налогов от уголовной ответственности. Экономическую цель можно определить как пополнение бюджета, расширение налогооблагаемой базы и привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в экономику. В некоторых странах в основном проводятся налоговые амнистии, во время которых неплательщики налогов освобождаются от штрафов и пени, иногда - от уплаты части сокрытых налогов. В ФРГ последняя налоговая амнистия была направлена на пополнение дефицитного бюджета страны. В других случаях проводятся амнистии капиталов, цель которых - расширение налогового поля и задействование средств граждан в развитии экономики.
В президентском послании изначально были поставлены жесткие условия проведения амнистии капиталов: во-первых, это внесение средств именно в российские банки, во-вторых - уплата с легализуемых средств 13-процентного налога без последующего налогового преследования. В настоящее время на руках у населения находится до 100 млрд. долларов. Масштаб оттока средств за рубеж также впечатляет: по данным Интерпола за прошедшие 15 лет из России вывезено от 150 до 300 млрд. долларов. Рейтинговое агентство Fitch оценивает вывоз капиталов из страны за 2000-2004 гг. в 100 млрд. долларов, по его оценкам только в 2004 г. на зарубежных счетах осело 33 млрд. долларов[1].
Значительные денежные средства, осевшие за рубежом, но формально принадлежащие российским гражданам, создают определенные трудности в процессе привлечения зарубежных инвестиций в российскую экономику. Согласно мировой практике страны, заинтересованные в притоке иностранных инвестиций, прежде всего создают льготные условия для возвращения капиталов собственных сограждан, тем самым улучшая благоприятный инвестиционный климат. Применительно к России проблема обозначается более остро, поскольку в 2005 г. инвестиционная активность в экономике уменьшилась, несмотря на снижение НДС и ЕСН. Так, согласно данным Росстата инвестиции в основной капитал в 2004 г. увеличились на 11,7%, а в 2005 г. - на 10,7%, то есть произошло снижение темпов прироста.
Прежде, чем прогнозировать возможные варианты проведения российской амнистии капиталов, необходимо обратиться к зарубежному опыту, который изобилует как положительными, так и отрицательными примерами. Достаточно сказать, что финансовые амнистии в том или ином виде объявлялись в Аргентине, Бельгии, Индии, Ирландии, Италии, Мальте, Франции, ЮАР и других странах.
Зарубежный опыт проведения финансовых амнистий
В Бельгии, где в 2004 г. вступил в силу закон об амнистии на вывезенные капиталы, граждане, имевшие сбережения в банках за рубежом, без всяких санкций до конца года могли перевести их обратно в страну. В качестве индульгенции бельгийцы должны были отдать от 6 до 9% возвращаемых из-за рубежа сумм (6% с капитала, инвестируемого в акции бельгийских компаний не менее чем на три года, 9% с сумм, просто переведенных «домой»). Бельгийский минфин надеялся, что в страну вернутся 10-15 млрд. евро, что позволило бы взыскать в виде сборов 850 миллионов.
Амнистия капиталов была приурочена к вступлению в силу с начала 2005 г. европейской Директивы об инвестициях, по которой все банки Евросоюза должны предоставлять данные о вкладах нерезидентов в органы финансового контроля стран, гражданами которых нерезиденты являются. Директива, в частности, затрагивала Люксембург, где хранились основные бельгийские капиталы (в Люксембурге подоходный налог не взимается, а в Бельгии он составляет 50%). Что касается Швейцарии или Лихтенштейна, которые не входят в ЕС, от них Еврокомиссия добилась введения высоких налогов на вклады нерезидентов из стран Евросоюза, что сделало невыгодным хранение капиталов в банках этих стран.
В результате амнистии в бельгийскую казну поступило чуть больше 50 млн. евро или 6% от запланированной суммы, а всего в экономику страны вернулось около 1 млрд. евро. К основным причинам столь небольших результатов можно отнести, во-первых, договоренности правительства и банков Люксембурга с бельгийскими властями о возможности последующего хранения денежных средств в люксембургских банках, во-вторых, ограниченность и неэффективность фондовых вложений в акции бельгийских компаний, в-третьих, надежду на будущие амнистии, во время которых незаявленные средства можно будет снова задекларировать.
Странно, что бельгийцы не учли печальный опыт Аргентины, где в 1987 г. обязательным условием амнистии был вклад легализованного капитала в национальные инвестиционные фонды для приобретения оборудования, создания новых производственных площадей, дальнейшей индустриализации страны. Вряд ли стоило рассчитывать на то, что налогоплательщик, заработавший собственным трудом свои сбережения, отдаст их в другие руки, якобы лучше него знающие как эти сбережения использовать.
Куда более успешной финансовая амнистия была в Италиив 2001-2002 гг. От Бельгии итальянскую модель отличало то, что под амнистию подпадали не только активы, но и прощались неуплаченные вовремя налоги, то есть одновременно проводились амнистия капиталов и налоговая амнистия. Согласно Декрету о легализации от 25 сентября 2001 г. заявитель был обязан заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести итальянские ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости укрытого имущества, а взамен налоговые органы выдавали специальные «сертификаты конфиденциального взноса», содержащий следующие пункты:
- освобождение лица от подачи декларации, уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до легализации;
- ликвидация учетных записей налоговых задолженностей, пени и штрафов в отношении активов, представленных к легализации;
- полная конфиденциальность всех перемещений активов для налоговиков, органов соцобеспечения и других «заинтересованных» органов1;
- налогообложение декларируемого дохода через финансовый институт, производящий репатриацию, на условиях конфиденциальности.
Одновременно с амнистией были ужесточены меры за нарушение налогового законодательства. Если до амнистии штраф за сокрытие капитала или имущества от налогообложения составлял от 250 до 2 000 евро вне зависимости от суммы, то после ее проведения размер штрафа составил от 5 до 25% от суммы незадекларированных средств плюс конфискация имущества на соразмерную сумму.
В результате амнистии только за первые два месяца в легальный оборот возвратились активы стоимостью в 61 млрд. евро, налоговые сборы выросли на 24 млрд. евро, лишь один единовременный налог с амнистируемых активов принес в бюджет дополнительно 1,4 млрд. евро. Все это позволило правительству Берлускони освободить от подоходного налога доходы менее 25 000 евро в год и сократить некоторые виды налогов для предпринимателей.
Еще один пример удачной амнистии - Ирландия образца 1988 г. Акция длилась 10 месяцев и ограничилась уплатой задолженностей по подоходному налогу без штрафных санкций. Вместо запланированных 50 млн. долларов ирландский бюджет за первые 10 месяцев получил 750 миллионов, притом, что в казну было необходимо перечислять 25% возвращаемых средств. Всего в результате амнистии в казну было перечислено 1,5 млрд. долларов или 2,5% ВВП страны.
Отличительными чертами ирландской налоговой амнистии стали акцент на одноразовость акции, ужесточение репрессивных мер после амнистии, в том числе повышение пеней и штрафов, а также открытие доступа к базе данных о неплательщиках. Заметим, что успех финансовых амнистий в Италии и Ирландии в немалой степени был достигнут благодаря удачной пиар-компании в СМИ.
В ФРГ налоговая амнистия проводилась с 1 января 2004 г. по 30 марта 2005 г. Как уже отмечалось, основной причиной ее проведения стал дефицит государственного бюджета. Подавшие заявления в 2004 г. единовременно уплачивали 25% от декларируемой суммы, в 2005 году - 35%, при этом в зависимости от вида налога налогооблагаемая база сокращалась от 40 до 60%. Правила проведения амнистии не требовали перемещения денежных средств на территорию Германии, а только уплаты соответствующих налогов. После окончания амнистии предусматривалось ужесточение ответственности за неуплату налогов путем расширения сотрудничества налоговых органов и больничных касс (аналогов российских фондов социального страхования), социальных и жилищных служб.
Результатом амнистии стало пополнение казны на 1,1 млрд. евро при «плане» в 5 миллиардов. Значительная часть средств так и осталась в соседних Люксембурге и Лихтенштейне, где местные банкиры подключали к контракциям даже представителей королевских семей. Еще одним итогом стало то, что жители бывшей ГДР составили менее 10% амнистированных, и объясняется данный факт низким уровнем жизни в восточных землях и традиционным недоверием к властям.
В Индии налоговые амнистии проводятся регулярно - приблизительно раз в десять лет. Такая периодичность практически не отражается на их эффективности - уж слишком долго ждать следующей амнистии, да и неизвестно будет ли она вовсе. Основными условиями последней амнистии 1997 г. были пониженная по сравнению с предыдущими амнистиями ставка налога - 30% (до этого 97,5%), а также то, что при декларации ранее приобретенного имущества налог уплачивался с его первоначальной стоимости, которая за прошедшее время могла значительно возрасти из-за инфляции. Срок действия амнистии составил 6 месяцев.
Индийцы декларировали серебро, монеты, утварь и даже слонов, которых они скрывали от налоговых органов. Отметим, что предложение правительства задекларировать свои зарубежные активы (недвижимость, акции, денежные средства), отклика у налогоплательщиков не нашло. Видимо, индийские бизнесмены достаточно надежно разместили средства в других странах и не пожелали уплачивать дополнительный налог. И все же в результате казна пополнилась 2,5 млрд. долларов, что значительно превысило ожидаемый 1 млрд. долларов. Активов, приобретенных на ранее скрытые от налогов доходы, было задекларировано на 8,2 млрд. долларов.
Финансовые амнистии на постсоветском пространстве
Опыт проведения налоговых амнистий на постсоветском пространстве пока ограничивается Казахстаном и Грузией, однако соответствующие законопроекты уже подготовлены в Армении, Белоруссии и Украине. В Казахстане первая налоговая амнистия проведена в 2001 г. после принятия закона «Об амнистии граждан республики Казахстан». Легализации подлежали не только капиталы, но и иное имущество, за исключением активов, права на которые оспариваются в суде, а также полученных в результате доказанных коррупционных преступлений, преступлений против личности, здоровья населения и нравственности. Декларируемые средства налогом не облагались, кроме того были уничтожены все декларации о доходах и имуществе граждан с 1995 г. по 2000 г. Срок действия амнистии составил 30 дней.
Общий объем легализованных средств достиг 480 млн. долларов или 12% от предположительно вывезенного капитала (ВВП Казахстана составлял в те годы около 20 млрд. долларов). Из всех легализованных средств 82% было внесено в казахские банки наличными, размеры вносимых сумм колебались от 2 тыс. до 800 тыс. долларов. В настоящее время в Казахстане разрабатывается проект второй налоговой амнистии, в котором при схожих прочих условиях репатриируемые суммы будут облагаться по ставке 10%. Основные предпосылки для объявления новой амнистии - очередное избрание Президентом республики Казахстан Н.А.Назарбаева и высокие цены на нефть, способствовавшие увеличению ежегодного вывоза нефтедолларов.
Амнистия 2005 г. в Грузии - одна из самых неудачных в мире. Грузинский президент М.Саакашвили лично ознакомил граждан страны с условиями ее проведения, по которым каждый бизнесмен мог задекларировать любые денежные средства и имущество, которыми он располагал, и заплатить в бюджет 1% от стоимости заявленных активов, а все предыдущие налоговые декларации подлежали уничтожению. Под амнистию не подпадали те предприниматели, в отношении которых уже возбуждены уголовные дела о сокрытии налогов в особо крупном размере.
Надежды грузинских властей не оправдались: по состоянию на ноябрь 2005 г. о незадекларированных доходах заявили всего 8 человек, а бюджет страны вместо ожидаемых 4 млн. долларов получил всего 35 тыс. или менее 1% от предполагаемой суммы. Основной причиной неудачи считается остающееся недоверие грузинских граждан к органам государственной власти.
Российская история финансовых амнистий
В новейшей российской истории финансовые амнистии задумывались трижды. В первый раз налоговая амнистия была объявлена президентским указом от 27 октября 1993 г. № 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году», по которой тем, кто сокрыл доходы от налогообложения, предлагалось заплатить налоги в полном объеме. В случае неуплаты до 30 ноября 1993 г. сокрытых от налогообложения доходов органам Госналогслужбы вменялось в обязанность взыскивать штрафы в тройном размере. Эта амнистия провалилась, и основной причиной стало стремление государства получить все и сразу без адекватных встречных шагов.
В 1995 г. Миннауки России предложило новый вариант амнистии, по которому средства, вкладываемые в разработку и реализацию инновационных технологий, не подлежали декларированию в течение ряда лет. Новый законопроект «О налоговой амнистии» был направлен в Минэкономики России, где он возможно находится до сих пор.
Осенью 1997 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин в очередной раз предложил провести финансовую амнистию «для тех, кто имеет за рубежом какие-то вклады, чтобы они эти вклады вернули в Россию»[2]. В соответствии с разработанным вскоре законопроектом «О добровольной легализации доходов физических лиц в 1998 году» физические лица, подавшие декларацию о дополнительных доходах, должны были уплатить специальный сбор в размере 10% от легализуемой суммы. Важным положением законопроекта было отмена ответственности за совершение финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а также за непредставление декларации о доходах либо включение в декларацию заведомо искаженных данных. Однако и эта амнистия не была реализована.
Грядущая амнистия капиталов в России
Анализ зарубежного опыта финансовых амнистий позволяет выделить несколько факторов успеха. Во-первых, необходимо четкое определение целей амнистии, в соответствии с которыми разрабатывается ее механизм. Если речь идет о сокращении дефицита бюджета за счет дополнительных налоговых поступлений и только потом о долгосрочных денежных вложениях в экономику, важно предложить выгодную схему амнистии, одновременно заявив о существенном ужесточении наказания за последующие налоговые нарушения. Если во главу угла ставится привлечение инвестиций в экономику страны с попутным расширением налогооблагаемой базы, необходимо представить согражданам эффективный и малозатратный механизм вывода активов из «тени» с упором на перемещение средств и имущества в легальный экономический оборот страны.
Однако как в первом, так и во втором случаях непременными спутниками успеха являются четкие законодательные гарантии конфиденциальности и освобождения от уголовного преследования, а также мощная патриотическая пиар-компания в СМИ. Еще одним обязательным условием удачной финансовой амнистии считается доверие граждан к государственным и финансовым институтам страны.
В прошлогоднем президентском послании ясно указывалось на то, что грядущая финансовая амнистия станет прежде всего амнистией денежных капиталов («дачная» амнистия стала отдельной частью президентского послания). «Эти деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране, а не «болтаться» в оффшорных зонах», - заявил тогда Президент. И если в первоначальном законопроекте президентские условия были соблюдены - с 1 января 2006 года деньги необходимо было перевести в российские банки, а 13% заплатить в казну, то согласно последней версии требование Президента о переводе средств в российские банки исчезло. Таким образом, становится непонятной основная цель предлагаемой амнистии - пополнение российского бюджета или привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в легальную экономику.
Отталкиваясь от президентского послания, главная цель грядущей амнистии капиталов - именно вовлечение долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономический оборот России, поскольку признаков бюджетного дефицита на фоне высоких цен на нефть пока не наблюдается. В этом случае можно выделить несколько условий, при которых эффект от амнистии был бы ощутимым.
1. Плата за легализацию денежных средств должна быть максимально снижена, особенно если учитывать отчисления в бюджет по казахстанской (0%), итальянской (2,5%) или бельгийской (6%) моделям амнистий.
2. В законе необходимо указать не только внесение денежных средств в российские банки, но и утвердить перечень этих банков, в который могли бы войти только банки с участием федеральных или региональных исполнительных структур (Сбербанк, Внешторгбанк, Банк Москвы и другие).
3. Закон должен содержать предоставление государственных гарантий на сохранность репатриированных средств, которую можно было бы гарантировать государственными (муниципальными) облигациями на те же суммы или иными государственными гарантиями. Как известно, система страхования вкладов распространяется только на вклады до 100 тыс. рублей.
4. В законе необходимо предусмотреть механизм освобождения от ответственности за предоставление заведомо искаженных налоговых деклараций, за проведение операций с денежными средствами и иным имуществом, полученным заведомо незаконным путем в части неуплаты налогов, за другие налоговые правонарушения.
5. Для обеспечения уверенности налогоплательщиков в честности органов государственной власти стоит позаимствовать опыт Казахстана с показательным уничтожением всех налоговых деклараций за предшествующие налоговые периоды.
6. Закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» должен содержать конкретные меры по ужесточению ответственности налогоплательщиков за налоговые преступления, ввести которые было бы целесообразным сразу после окончания срока действия амнистии.
7. Непременным атрибутом всех удачных амнистий капиталов было массированное сопровождение проводимых мероприятий в СМИ. Например, в США общественная рекламная кампания проводилась под лозунгом «Не говорите, что мы вас не предупреждали», в Польше финансовая амнистия проходила под призывом «Спасите Польшу!», а итальянская амнистия получила название «Налоговый щит».
Мировая практика свидетельствует, что амнистия внутренних капиталов более успешна, чем попытки вернуть капиталы соотечественников из-за рубежа. Однако успех амнистии капиталов в значительной степени зависит от проводимых мероприятий по развитию национальной экономики.
[1] По оценке Минфина России в 2004 г. из России вывезено 7,8 млрд. долларов США.
1 Финансовые институты, через которые предпринимались попытки легализации капиталов или имущества, полученных в результате коррупции, терроризма и других уголовных преступлений, были обязаны информировать об этом соответствующие инстанции.
[2] Цит. по Николаев И. Налоговая амнистия: не надо требовать мзды//Ведомости. - 22 июля 2002 года. - №126 (689).