Новая книга, уже в продаже.

cover.indd

Купить и скачать в pdf

Подробнее о книге...

Н.А.Кричевский,

доктор экономических наук, профессор

 

ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ (ДЕПОЗИТОВ) ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Среди многих новаций последних лет в банковском и страховом секторах российской экономики наиболее заметными стали внедрение потребительского и ипотечного кредитования населения, введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и вступление в силу Федерального закона РФ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Нетрудно заметить, что основой при разработке этих проектов стала социальная направленность: вовлечение населения в процесс кредитования, укрепление социальной защиты участников дорожного движения, обеспечение сохранности сбережений граждан. Выполняя социальную функцию, обретая формы законопроектов и массовых продуктов, эти новации способствуют существенному росту активов и пассивов финансовых структур, что в конечном итоге выражается в увеличении налогооблагаемой базы банковских и страховых институтов.

Еще один вывод, возникающий при анализе этих нововведений, состоит в том, что эффективность внедрения новых финансовых продуктов в значительной степени зависит от наличия социальной составляющей. Возможно, путь к успеху в бизнесе пролегает именно через взаимодействие со значительной частью населения, удовлетворение его потребностей, предложение методов управления рисками граждан, рисками, которые люди понимают и принимают, но серьезно повлиять на их минимизацию не могут.

В этой связи безусловным прорывом в законотворчестве и практической деятельности банковского сектора экономики стал Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Закон важный и своевременный, закон, дающий уверенность людям в возврате хотя бы части вложенных сбережений, закон, способный привлечь в экономику дополнительные миллиарды рублей сбережений граждан. А потенциал сбережений огромен: по разным оценкам на руках у населения находится несколько десятков миллиардов долларов США или приблизительно 1,5 трлн. руб., совокупный же показатель привлеченных средств физических лиц в российских банках составил на 1 января 2004 года 1, 51 трлн. руб. (из которых на долю Сбербанка приходится 955 млрд. руб.)[1], другими словами, объем потенциальных вкладов сопоставим с объемом существующих!

Актуальность и значимость Закона неоспоримы, а отмечаемые специалистами отдельные недоработки и упущения этого Закона являются продолжением его достоинств. Среди основных спорных моментов, являющихся, как это ни парадоксально, основой для разработки и внедрения нового финансового продукта, можно выделить следующие.

1. Закон затрагивает интересы только физических лиц[2]. Действительно, этим Законом интересы юридических лиц не защищены. Но у юридических лиц имеется широкий выбор других методов и инструментов по защите от риска финансовых потерь. В конце концов, средние сроки размещения депозитов юридических лиц гораздо меньше по сравнению со средними сроками вкладов граждан. Не зря же депозиты юридических лиц именуются в юридической и финансовой терминологии «временно свободными денежными средствами», а вклады граждан - «сбережениями».

2. Законодательно утвержденная система страхования вкладов в широком смысле страхованием не является. Действительно, по сравнению с системой страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств система обязательного страхования вкладов не задействует в процессе страховые организации, а Агентство по страхованию вкладов, выступающее в роли страховщика, в своей деятельности основывается не на лицензии на осуществление страхования, а на положениях Закона «О страховании вкладов физических лиц» и Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Тем не менее, в Законе «О страховании вкладов физических лиц» согласно ст. 942 ГК РФ соблюдены существенные условия договора страхования. Отсутствие в системе страхования вкладов страховых предприятий есть положительный аспект Закона, так как он способствует разработке нового страхового продукта, который будет представлен ниже.

3. Возмещение по вкладам в размере 100% согласно ст. 11 Закона распространяется на вклады не более 100 тыс. руб. (около 3,6 тыс. долл. США). Действительно, в случае превышения установленной суммы вклада возмещение выплачивается пропорционально конкурсной массе в соответствии с законодательными и нормативными процедурами. Населению остается еще один, единственный на сегодняшний день, метод минимизации рисков - диверсификация своих вкладов. Метод далеко не оптимальный, так как значительная часть населения использует банковские счета как инструмент накопления для будущих приобретений. Соответственно, на этих счетах (на этих вкладах) находятся суммы, существенно превышающие 100 тысяч рублей. Усиление социальной защищенности пожилых людей также достаточно условно - процентные ставки по пенсионным вкладам выше по сравнению с остальными вкладами[3], поэтому на пенсионных счетах зачастую находятся средства не только самих пенсионеров, но и членов их семей, превышающие 100 тыс. руб. Кроме того, согласно законодательству так называемые «гробовые» деньги наследники смогут получить лишь через полгода после смерти вкладчика. В этом, на первый взгляд, «несправедливом» положении Закона кроется одна из его экономических задач - с одной стороны, обеспечить страховой минимум, с другой стороны, указать путь для разработки и внедрения финансового продукта, устраняющего эти «недочеты».

Да, 100%-я планка размера возмещения по вкладам выглядит необоснованно низкой. Если рассмотреть опыт обязательного страхования вкладов в США, то там 100%-й размер возмещения составляет 100 тыс. долл. при средней зарплате в 3 тыс. долл. В России по этой системе расчетов возмещение по вкладам в размере 100% должно составлять порядка 300 тыс. руб. Объяснить столь низкий размер максимального возмещения можно просто: Россия относится к странам с переходной экономикой и, к сожалению, все еще нестабильной банковской системой, правовые, организационные и финансовые механизмы регулирования которой до конца не отлажены. В снижении риска финансовых потерь более значительных сумм и кроется в данном случае экономический и социальный смысл внедрения добровольной формы страхования.    

4. В Федеральном законе «О страховании вкладов физических лиц» не прописана процедура идентификации лица, имеющего право на получение возмещения. Действительно, в Законе в п.2 ст.2 обозначен лишь вкладчик, то есть «гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства», и в отдельных статьях, как, например, в ст. 10 Главы 2 - вместо вкладчика допускается его представитель. Неясно однако как представитель вкладчика должен доказать свои права на распоряжение вкладом (простая (заверенная банком) доверенность, нотариальная доверенность, указание представителя в договоре банковского вклада, иное). В ГК РФ в Главе 48 «Страхование» четко обозначены и страхователь, и застрахованное лицо, и выгодоприобретатель, а также механизм их замены.

5. Государственный статус Агентства по страхованию вкладов не позволит сделать прозрачной его работу (в Законе декларируется лишь прозрачность деятельности системы страхования вкладов). Действительно, Агентство по страхованию вкладов определено в Законе как государственная корпорация, что придает уверенности в исполнении Агентством своих обязательств. Контроль за деятельностью Агентства должен осуществляться Правительством Российской Федерации, Банком России, аудиторской организацией и иными структурами, контролирующими использование средств федерального бюджета. Вместе с тем, в Законе не определены нормативные принципы размещения (инвестирования) собранных средств, как это сделано в Правилах размещения страховщиками средств страховых резервов. Впрочем, данный аспект деятельности Агентства является «головной болью» прежде всего для Правительства и Банка России, так как в случае потери Агентством финансовой устойчивости им придется выделять последнему дополнительные средства.

6. Страхование вкладов имеет обязательную форму. Действительно, граждане не свободны в выборе формы страхования. Многие вкладчики Сбербанка РФ (основной акционер - Банк России) или Внешторгбанка (основной акционер - Правительство России) предпочли бы приплюсовать ставку страховых взносов по обязательному страхованию 0,15% к процентной ставке по вкладу. Закон такой возможности не предоставляет, на то он и обязательный.

Анализ Закона позволяет выделить основные спорные вопросы:

  • неучастие в системе страхования юридических лиц;
  • в системе страхования вкладов не задействованы страховые предприятия;
  • размер 100%-го возмещения не превышает 100 тыс. руб.;
  • неясно, кто кроме вкладчика (предъявителя сберегательной книжки или сертификата) может претендовать на возмещение;
  • прозрачность инвестиционной деятельности Агентства по страхованию вкладов сомнительна;
  • вкладчик не участвует в работе системы страхования вкладов.

Эти, на первый взгляд, недостатки Закона являются положительной основой для разработки и внедрения нового совместного банковского и страхового продукта - добровольного страхования банковских вкладов (депозитов) граждан и юридических лиц. Добровольное страхование вкладов и депозитов может служить дополнением к Закону при страховании вкладов населения, или являться самостоятельным банковским и страховым продуктом при страховании депозитов юридических лиц. 

Время для развития этого направления выбрано как нельзя удачно - есть все основания полагать, что в 2005 г. декларация об обязательном страховании вкладов граждан будет одним из ключевых моментов проводимых банками рекламных компаний по привлечению дополнительных пассивов. Данный страховой продукт выгоден и банкам, и страховым компаниям. Первые смогут привлечь относительно недорогие денежные средства предприятий и населения, причем, как за счет привлеченных «из-под подушки» сбережений граждан, так и оттянув за счет более высоких процентных ставок и весомых гарантий возврата значительные средства из банков с государственным и иностранным участием. Вторые получат существенный прирост страховых премий и, что самое главное, значительно расширят клиентскую базу.

И банки, и страховые компании смогут за счет этого продукта дополнительно развивать свой розничный бизнес, к чему все они в последние годы стремятся. Развитие розничного бизнеса для абсолютного большинства финансовых институтов заключается в открытии новых филиалов, отделений, представительств и агентств. В то же время среди менеджеров финансового рынка отсутствует понимание того, что розничный бизнес - это не только и не столько новые точки, сколько новые продукты, разработанные и адаптированные для конкретных сегментов рынка, на которых предполагается внедрение и расширение. В лучшем случае банкиры и страховщики «ищут» новые услуги, тогда как оптимальный путь решения - в их разработке.

Наконец, самое главное достоинство этого продукта в том, что в нем присутствует социальная составляющая, а именно защита от риска финансовых потерь и граждан, и юридических лиц. Как уже было показано выше, только на основе синтеза коммерческого и социального аспектов возможен прорыв в развитии бизнеса.

Идея предлагаемой модели добровольного страхования вкладов и депозитов заключается в том, что в целях привлечения дополнительных средств банк берет на себя затраты по уплате страховой премии, обеспечивая, таким образом, защиту вкладчиков от риска финансовых потерь в случае неисполнения своих обязательств.

Предлагаемая модель добровольного страхования вкладов (депозитов) граждан и юридических лиц для простоты рассмотрения построена в структурном виде, отражающем все наиболее значимые как для банкиров, так и для страховщиков, положения.

1. Цели добровольного страхования вкладов (депозитов).

Цели настоящей модели практически совпадают с целями Закона:

  • защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
  • укрепление доверия к банковской и страховой системам Российской Федерации;
  • привлечение денежных средств в экономику России.

2. Основные принципы функционирования.

Основными принципами функционирования модели являются следующие:

  • добровольность участия - вкладчик может отказаться от страхования своего вклада (депозита);
  • минимизация риска наступления неблагоприятного события;
  • юридическая и финансовая прозрачность - банк выдает полис конкретной страховой компании; в нем по желанию вкладчика может быть указан выгодоприобретатель; вкладчик имеет возможность выбора страховой компании среди тех, кто сотрудничает с банком; финансовая отчетность банка и страховой компании публикуются в средствах массовой информации; и банк, и страховая компания осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями надзорных органов.

3.  Объект страхования.

Вклады граждан от 100 тыс. руб. и депозиты юридических лиц на любую сумму в рублях и иностранной валюте на фиксированный срок (например, на 6, 9 или 12 месяцев). Фиксированный срок выбран не случайно, так как на вкладах граждан до востребования, как правило, находятся суммы менее 100 тыс. руб., подпадающие под действие Закона. Важно и то, что банк заинтересован в долгосрочных пассивах, а страховая компания - в большем объеме страховых премий за ту же страховую услугу. Отсюда и минимальный срок размещения, скажем, 6 месяцев.

4. Предмет страхования.

Предмет страхования - первый ключевой момент предлагаемой модели. Предметом страхования могут выступать: имущественные интересы кредитора (вкладчика) банка (ст. 930 и 931 ГК РФ), ответственность банка по договору (ст. 932 ГК РФ), предпринимательский риск гражданина или юридического лица (ст. 933 ГК РФ). В зависимости от выбранной схемы определяется формальный плательщик страховой премии. Формальный потому, что в любом случае страховую премию выплачивает банк. Однако он это делает либо за счет прибыли, страхуя свою ответственность по договору, либо вкладчик дает банку распоряжение застраховать свое имущество (денежные средства) или предпринимательский риск за счет начисленных процентов (при неизменной общей величине процентной ставки по вкладу), что представляется более сложным в организационном отношении.

5. Страховщик.

Страховщиком выступает страховая компания или иная организация, соответствующая требованиям ГК РФ и Федерального закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

6. Страхователь.

Один из наиболее важных аспектов модели. В Законе страхователем определен банк, а выгодоприобретателем - вкладчик (его представитель). В предлагаемой модели страхователем может выступать банк (при страховании ответственности по договору), гражданин или юридическое лицо (при страховании имущества или предпринимательского риска). В любом случае банк проходит предварительную процедуру проверки страховой компанией, а также действует в рамках установленного лимита и после заключения соответствующих договоров. 

7. Выгодоприобретатель.

Выгодоприобретателем в зависимости от выбранной схемы страхования может выступать как сам вкладчик, или выгодоприобретатель, обозначенный в договоре страхования, так и любое другое лицо в случае страхования «за счет кого следует» (ст. 930 ГК РФ).

8. Страховой тариф.

Определение страхового тарифа - прерогатива страховых актуариев. Расчеты показывают, что тарифная ставка может составлять 0,4-0,5% при вкладе на 6 месяцев и 0,7-0,8% при вкладе на 12 месяцев. Рисковая составляющая при предлагаемой схеме управления рисками страховой компании минимальна, основу тарифа составит нагрузка.

Нетрудно подсчитать, что процентная ставка банка по привлеченным средствам снизится в среднем менее чем на 1%, в связи с этим возникает вопрос: пойдет ли банк на это ради привлечения дополнительных средств? Ответ любого коммерческого банка будет положительным. Специалисты могут заметить, что данные страховые тарифы рассчитаны по вкладам в рублях. Следовательно, внедрение данной модели кроме коммерческой и социальной функций выполняет и общеэкономическую функцию - укрепление рубля как средства накопления. Тем не менее, тарифная ставка по вкладам в валюте также рассчитана.

9. Франшиза.

Появление франшизы в данной модели произошло благодаря Закону «О страховании вкладов физических лиц». Франшиза при страховании вкладов граждан составляет 100 тыс. руб., при страховании депозитов юридических лиц франшизы нет.

10. Страховой случай.

Страховым случаем могут быть признаны как обстоятельства, указанные в ст.8 Гл.2 Закона (отзыв лицензии Банка России или введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов), так и условия, определенные в Правилах страхования страховщиков, например, решение арбитражного суда о признании банка банкротом. Последнее обстоятельство представляется более обоснованным, так как Банк России (и такие случаи известны) может через определенное время вернуть банку лицензию на осуществление банковской деятельности.  

11. Порядок выплаты возмещения.

Выгодоприобретатель (страхователь) обязан сообщить о неисполнении банком своих обязательств в течение 5 банковских дней. Затем вкладчик обращается в арбитражный суд, а после вынесения им положительного решения представляет в страховую компанию следующие документы:

  • заявление о выплате по установленной страховой компанией форме;
  • документы, подтверждающие права на получение возмещения;
  • копии договоров с банком;
  • заявление в арбитражный суд;
  • решение арбитражного суда о возврате вкладчику вклада (депозита).

Как видно, список необходимых документов невелик и не требует значительных материальных и временных затрат. Получение возмещения может происходить как в самой страховой компании, так и в кассах уполномоченных банков.

12. Управление рисками страховой компании.

Второй и самый важный ключевой момент предлагаемой модели добровольного страхования вкладов (депозитов). У любого страховщика при рассмотрении предыдущих пунктов остается главный вопрос: каким образом можно реализовать право на оценку и минимизацию рисков самой страховой компании, как того требует ст. 945 ГК РФ? Наиболее простыми решениями проблемы можно считать перестрахование, лимитирование и диверсификацию. Однако перестрахование финансовых рисков на современном страховом рынке почти не практикуется, а принципы лимитирования и диверсификации рисков остаются неясными. Автором разработаны иные организационные, финансовые и правовые инструменты предупреждения и минимизации рисков финансовых потерь страховой компании (предусмотреть риск банкротства банка невозможно) подробно рассмотреть которые не позволяют рамки публикации.

13. Процедура страхования.

Страхование может осуществляться во всех филиалах (отделениях) банка, там, где производится прием вкладов и депозитов. Страховая компания обеспечивает банк бланками полисов, правилами страхования, программным обеспечением, другими необходимыми материалами, что технически несложно, так как данная процедура отлажена после введения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

14. Порядок расчетов между банком и страховой компанией, информация о проданных полисах, расходы на рекламу.

Определяются по договоренности.

Кому может быть интересна данная модель?

Во-первых, гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в сохранности своих сбережений и временно свободных денежных средств. В настоящее время выбор у них невелик: или банки с государственным и иностранным участием, в которых ставки по привлеченным средствам составляют 5-6% годовых, либо диверсификация по 100 тыс. руб. по нескольким коммерческим банкам, либо надежда на традиционный «авось» при размещении более крупных сумм в коммерческих банках. Кроме того, риск банкротства одновременно и банка, и страховой организации практически ничтожен, и возможен лишь в условиях системного кризиса финансовой системы.

Во-вторых, государству. Развитие данного вида страхования наполняет экономику до сих пор незадействованными ресурсами, повышает социальную защиту и доверие к бизнесу, укрепляет банковскую и страховую системы страны.  

В-третьих, коммерческим банкам. Внедрение данной модели позволит привлечь дополнительные средства, структурировать активы, повысить капитализацию. Как это ни странно, но внедрение модели выгодно и крупнейшим банкам с государственным и иностранным участием, так как они будут поставлены перед проблемой сохранения пассивов за счет более эффективной и прибыльной деятельности. Данная модель может не вызвать интереса лишь у банков, не вступивших в систему обязательного страхования вкладов и которым на основании ст. 46 и 47 Закона «О страховании вкладов физических лиц» будет вынесен запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц.    

В-четвертых, страховым предприятиям. Добровольное страхование вкладов (депозитов) направлено не только и не столько на получение дополнительных страховых премий, сколько на расширение клиентской базы страховщиков. Известно, что один страховой полис - это только начало, в развитых странах на одного человека приходится 5-6 договоров страхования. Наконец, самое главное заключается в том, что данная модель позволяет практически исключить риск финансовых потерь вследствие банкротства банка, так как в ней предусмотрены несколько методов и инструментов управления рисками страховой компании.   

В-пятых, финансово-промышленным и инвестиционным группам, в состав которых входят и банки, и страховые компании. Многие предприятия, входящие в эти группы, в настоящее время кредитуются за рубежом, так как в России имеется определенный дефицит недорогих кредитных ресурсов. Руководство этих групп в первую очередь заинтересовано в развитии финансовых и промышленных предприятий, в привлечении дополнительных денежных средств, в укреплении финансовой устойчивости кэптивных банков и страховых организаций.

 


[1] Источник: ЦЭА агентства Интерфакс

[2] Согласно Главе 44 «Банковский вклад» ГК РФ вкладчиком является гражданин, а не физическое лицо.

[3] «Забота о пенсионерах» объясняется просто: в случае смерти вкладчика наследники смогут получить вклад только через 6 месяцев либо по завершении наследственного дела, либо по решению суда. За эти 6 месяцев проценты на вклад не начисляются. Это не умысел «нехороших» банкиров, таково действующее законодательство.